Официальный сайт

 

 

Биография

 

ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович (род. 16.09.1945, г. Баку) — народный артист РФ (1991). После окончания средней школы (1961), приехал в Москву, мечтая стать артистом. Окончив ВТМЭИ (Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства, где учителями Петросяна были Рина Зеленая и Алексей Алексеев), в качестве конферансье в 1962 г. вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады. Сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и театральной общественности, и прессы. Газета «Правда» 26 сентября 1962 г. писала: «Конферансье Евгений Петров, (первые два года Петросян выступал под псевдонимом Евгений Петров – прим. редактора) очень искренно играющего школьника, впервые вышедшего на сцену, обрадованного и взволнованного этим»… Газета «Литература и жизнь», 5 октября 1962 г.: «Приятное впечатление оставляет конферансье Е. Петров. Контакт, который удается установить молодому артисту со зрительным залом, свидетельствует о его больших способностях».

«Московская правда», 6 октября 1962 г.: «…конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… - веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».

«Вечерний Ленинград», февраль 1963 г., автор Евгений Гершуни: «Совсем юный конферансье Петров… чем-то напоминает только что начинавшего выступать Аркадия Райкина»...

«Ленинградская правда», 9 марта 1963 г.: «Евгений Петров – самый молодой эстрадный конферансье. Шутки его свежи, насыщены юмором»…

В 1962 году Е. Петросян получил приглашение в Московскую эстраду (ВГКО). «Вечерняя Москва», 12 августа 1964 г.: (автор статьи И. Адов писал о концерте «Вы их не знаете» - прим. редактора) «Евгений Петров читал монолог, и его слушали хорошо, ибо он скромен, корректен, хоть и юношески угловат. Неделанная улыбка освещает совсем еще мальчишеское лицо… И в монологе, больше походившем на застольную беседу, звучал мягкий и добрый юмор».

Затем, с 1964 по 1969 — Петросян - конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Он предложил великому мастеру построить спектакль на разнице их возрастов, и таким образом родилась знаменитая утесовская программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал своему молодому коллеге о том, какие песни он пел в разные годы и какие «шутки шутил». «Советская культура» 30 июня 1966 года отмечала: «Рядом со старейшим мастером эстрадного искусства Леонидом Утесовым стоит совсем юный конферансье… Евгений Петров. Он приковывает к себе неослабевающее внимание. Его творческий облик отмечен интересными качествами – необычайной мягкостью интонации, моментальной сменой выражений подвижного лица, умением перевоплощаться. Л. Утесов… зорко увидел в начинающем артисте черты яркой творческой одаренности. Отсутствие наигрыша и скучной назидательности, мягкий, теплый юмор, умение быть непосредственным – вот качества, которые помогли Е. Петрову сразу завоевать симпатии зрителей».

В те годы Петросян уже много гастролировал с оркестром и везде имел большой успех. Например, «Пензенская правда» тех лет писала: «Почти по-райкински на глазах у публики Е. Петросян может превратиться в благообразного старичка и шепелявым речитативом исполнить назидательные куплеты; на протяжении одной – двух минут создает образ, а точнее, маску пьяницы, хулигана, тунеядца… В своих репризах он как бы советуется со зрителями, доверительно рассказывает им о смешных историях, подмеченных в жизни».

Далее с 1969 по 1989 работал в Москонцерте (до 1974 года - как один из ведущих конферансье, затем – как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).

В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На этом конкурсе было трудно победить по той простой причине, что до 1970-го года всесоюзных конкурсов не было двенадцать лет, и эстрада накопила огромные силы, которые продемонстрировала в тот год. С I-ого тура выбыли Геннадий Хазанов (он стал лауреатом в 1974 году), Зиновий Высоковский и многие-многие другие. Семен Фарада получил звание дипломанта конкурса. Лауреатами в разговорном жанре стали Р. Карцев и В. Ильченко, Е. Петросян.

Петросян все время искал новые оригинальные художественные формы в жанре. В 1973 году он придумал оригинальное трио, в котором участвовали по его предложению конферансье Лев Шимелов и Альберт Писаренков. Этот необычный ансамбль, состоящий из ярких контрастных индивидуальностей, был сразу замечен зрителями в телепрограмме «Артлото» (1973 – 1975 гг.). Затем артисты на основе своего репертуара заказали сценарий одному из лучших драматургов – Аркадию Хайту. Так в 1975 году появилось представление «Трое вышли на сцену» (режиссер Борис Левинсон), которое определило целое направление сольных спектаклей нового  поколения артистов.

В декабре 1974 года, будучи одним из самых популярных и признанных в стране конферансье, Е. Петросян по собственному желанию завершил карьеру в этом качестве и окончательно перешел в параллельный юмористический жанр. И уже в 1975 году это стремление осваивать новые формы приводит актера к созданию сольной программы «Монологи» (режиссер Александр Левенбук, авторы Григорий Минников, Аркадий Хайт, Лион Измайлов).

Эта программа была началом будущего Театра эстрадных миниатюр под руководством Е. Петросяна, имеющего стабильный, многолетний успех. Появилась маленькая труппа. Состав ее с годами менялся (среди постоянных участников - Елена Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Петросян исполнял в своих спектаклях не только сценки, монологи и всевозможные интермедии, но и куплеты, песенки, пародии, синхробуффонаду, эстрадную клоунаду, музыкальную мозаику и прочее, прочее. В эстрадном спектакле «Доброе слово и кошке приятно» (1980 год, авторы А.Хайт и Л. Измайлов, режиссер А. Левенбук, художник А.Маринский, балетмейстер Ф.Иванова) уже использовались сценические костюмы, декорации, специальная музыка (автор песни А. Пугачева) и даже условный сюжет. Кроме того, впервые были расширены возможности музыкальной мозаики, которая наполнилась социально-политическим содержанием и, при этом, не столько контрастно стыкуя куплеты из разных популярных песен, как это делали раньше, сколько переделывая текст внутри куплета, придавая ему новую юмористическую окраску; таким приемом сейчас уже активно пользуются все артисты и, в том числе, участники КВН. Еще одна новая жанровая особенность спектакля «Доброе слово и кошке приятно»: в интермедиях актеры действовали от собственного лица и нередко подшучивали над главным артистом - Е. Петросяном. Таким образом, высмеивались человеческие взаимоотношения на работе, в быту, на улице и так далее.

Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащало искусство Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родился спектакль «Как поживаете?» (1986 год, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин, режиссеры М. Задорнов, А.Бармак, художник А.Саагянц, музыка В.Львовского и А. Гарнизова)

В 1985 г. Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и в дальнейшем практически все свои программы ставил сам.

Программы рождались одна за другой, и каждая была событием в эстрадном искусстве, потому что имели настоящий большой зрительский успех, представляя все новые и новые ноу-хау жанра. Но, самое главное – зрители находили в сольных спектаклях Петросяна созвучие с происходящими событиями в стране, с мыслями и чаяниями нашего человека. Программа «Инвентаризация», (1988 год, авторы М. Задорнов, С.Кондратьев и многие другие) была не только юмористической, но и остро сатирической, где артист «открывал» многие запрещенные в те годы темы. Спектакли «Дураки мы все...» (1991 год, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и другие, режиссеры Е.Петросян, А.Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», (1995 год, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов, режиссер Е.Петросян, художник Г.Белов, музыка А. Гарнизова), «Когда финансы поют романсы» (1997 год, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.Измайлов, Г. Териков, Н.Коростелева и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценография Т. Магура); «Семейные радости», (1999 год, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценограф Г.Белов), «Страсти-мордасти» (2001 год, авторы Н. Коростелева, Л. Французов, Г. Бугаев, А. Цапик, А. Костюшин, Л. Натапов, А. Щеглов, Ю. Хвостов, М. Задорнов, А.Новиченко, А. Рас, А. Андреев, композитор - А. Гарнизов), эстрадные программы «С большим приветом!» (2004 год, авторы – В. Коклюшкин, Л. Французов, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов, А. Цапик, Г.Бугаев, Л. Пеккер, А. Рас, А. Ковалев, А. Мурай, Э. Лопата) и «Страна на подъеме» (2007 – 2008 гг., авторы - В. Коклюшкин, Л. Натапов, Л. Измайлов, Г. Териков, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов А. Цапик, Т. Ветрова)  являются теперь уже классикой жанра. Многие номера из этих спектаклей отражают исторический период нашей страны, но, и в то же время, актуально звучат и сегодня.

Параллельно со спектаклями игрались многочисленные творческие вечера, бенефисы.

Гражданская позиция актера, его индивидуальность скрепляют разные по стилю и формам произведения, придают целостность (своего рода сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр.

Сотни номеров созданы артистом и его авторами за многие годы. Книга «Над чем смеется Петросян» - антология юмора артиста ярко свидетельствует о том, что юмористический жанр – это вовсе не низменное искусство, как это пытается внушить кем-то или чем-то заинтересованная пресса. Евгений Петросян – это целый мир, где царит не только безудержный радостный смех, но и сострадание, слезы, любовь, уважение к старшим и прочие нравственные человеческие ценности. Юморист, выступающий перед всей страной, а не там где-то в кулуарах какого-то отдельного учреждения или сообщества, выражает интересы народа, его идеи, его чаяния, говорит о его нуждах, его проблемах.

Чарльз Спенсер Чаплин стал великим артистом после того, как начал заступаться за «маленького» человека. Он стал его рупором, глашатаем его идей и интересов. Он вызывал к нему сострадание, при этом смеясь над всеми, и над собой в том числе. Е. Петросян всю жизнь стремится руководствоваться этими соображениями. В советские времена это был, в основном, юмор иносказания, намеков и недоговорок, в перестроечные времена, как уже раньше было сказано, артист опережал на два-три года газеты, как бы открывая для общественного звучания запретные темы: о генеральных секретарях, о компартии, о вождях и прочем – прочем… В 1992-93 годах, когда у народа возник шок от реформ, перемен, неуверенности в завтрашнем дне, артист создавал чисто юмористические номера, как бы говоря своему зрителю: «Не унывай, все будет хорошо! Жизнь все равно улыбнется тебе». В середине девяностых опять политика вышла на авансцену. Сатирическое слово было едким, конкретным. В конце девяностых артисту показалось, что политика уже всем поднадоела, все уже разобрались, что к чему, что людям не хватает душевного тепла, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях, в том числе, и семейных. Именно поэтому вышел спектакль «Семейные радости».

За многие годы работы на эстраде Е. Петросян завоевал настоящую любовь публики. Активный, умный, ироничный артист никогда не изменял своего сценического имиджа, напротив, с каждым годом все увереннее утверждал его. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность поставили Петросяна в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, сделав его одним из ее лидеров.

За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. Работа на эстраде, на телевидении, на радио всегда производила яркое, незабываемое впечатление. Е. Петросян всегда был активным участником во всех праздничных событиях страны 70-х, 80-х и 90-х годов: многочисленных правительственных концертах, торжественно проводимых профессиональных праздниках, на открытиях концертных залов (например, Петросян – первый, кто вступил на сцену концертного зала “Россия” в Москве), в больших эстрадных концертных программах, в конкурсах артистов эстрады, где был членом жюри или председателем и прочее.

Евгений Ваганович имеет много учеников, как артистов, так и писателей. Его метод работы и многочисленные нововведения в жанр составили целую систему творческих координат, которым они следуют. В частности, в числе учеников – Елена Степаненко, для которой Петросян является не только мужем, но и режиссером, и творческим идеологом.

В конце 80-х гг., определив свою систему в жанре, его законы, особенности и правила, нюансы взаимоотношений актера и публики, Петросян понял, что должен поделиться своими знаниями с коллегами и зрителями, которые неравнодушны к этому искусству и, как пишет в своей книге артист, «хотят стать профессиональными зрителями». В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., Издательство «Искусство», 1994).

Е.В. Петросян является автором следующих книг:

“Хочу в артисты” М., 1994

“Евгений Петросян. В стране анекдотов” Издательство Центр “Маркетинг”. М., 1994. (Переиздавалась много раз по 1996 год). С 1996 года - М., Издательско-Торговый Дом “Гранд”, переиздавалась еще больше.

«От великого до смешного». М., ТЕРРА-TERRA. 1995 г.

Это была первая книга – антология афоризмов, изданная в постсоветский период, свободная от идеологических канонов коммунистического общества.

«Петросмешки». Издательство «Гранд», М., 1998 г., 1999 г., 2000 г.

«Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара). Издательство “Вече”. АО “Московские учебники” 2000 г.

«Записные хиханьки-хаханьки». М., Издательство «АСТ» 2001 г.

«Доктор смех, или записные хиханьки-хаханьки – 2». ACT издательство Хранитель. Москва, 2007 г.

Многие годы Петросян бережно собирает реликвии юмористического искусства. При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX - XX вв.: многочисленные юмористические журналы, афиши, рукописи знаменитых юмористических драматургов, аудио и видео записи артистов прошлых лет, фотоматериалы и прочее, прочее… Именно на этой базе родилась его знаменитая телепередача «Смехопанорама», где Петросян – уже эстрадовед и режиссер – рассказывает нам о своем удивительном жанре.

Телевидение. Впервые Е. Петросян появился на телевидении в 1962 году в качестве конферансье молодежной программы «В жизни раз бывает 18 лет». Его представляла популярнейшая телеведущая Валентина Леонтьева, которая позже не раз вспоминала этот факт, называя себя крестной мамой артиста. В 1964 году в прямом эфире Е. Петросян вел телепередачу «Голубой огонек». В начале 70-х гг. вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вел «Вечера юмора» в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха». Несколько лет (с 1973 по 1976 гг.) был ведущим популярной телепередачи «Артлото», участвовал в первых выпусках «Утренней почты» (1975 – 1985 гг.), в «Аншлаге» (1987 – 2000 гг.) и многих других.

У Е. Петросяна много сольных передач на телевидении, таких как: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция Петросян» (1991), «Антология Петросяна» (1991 – 1993 гг.), «Евгений Петросян приглашает» (1999 – 2000 гг.), «Кто же этот Петросян?» (2000), «Кубок юмора» (2002 г.), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2000-2003), Как автор сценария и режиссер-постановщик Е. Петросян выпустил программы Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (2001-2007 гг.), «Включайте, посмеемся!» (2001 г.), «Кривое зеркало» (2003 г.). Программа Е. Степаненко «Бабы, вперед! – 2» (2005 г) заняла вторую строчку по месту и рейтингу среди самых популярных телепередач у российской аудитории за пятилетний период (2000 - 2005 гг.)

Немного подробнее об особых телепроектах. С 1994 года на ТВ еженедельно выходит в эфир авторская телепередача Е. Петросяна «Смехопанорама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Особое внимание следует обратить на такое удивительное, не имеющее аналогов, явление, как телетеатр Петросяна «Кривое зеркало» - это музыкальный, пародийный, буффонный, то есть, эксцентрический - клоунский театр персонажей. Спектакли театра «Кривое зеркало» пользуются огромным зрительским успехом и уже который год имеют самый высокий рейтинг не только среди юмористических передач, но и передач всего российского телевидения. Здесь необходимо отметить, что режиссер Е. Петросян дает дорогу многим молодым талантливым артистам, сникавшим теперь большую популярность.

Благодаря его авторитету, в Москве проведены два конкурса артистов эстрады (Е. Петросян - председатель жюри в 1999 и 2002 гг.), которые выдвинули новые имена. Всероссийский конкурс «Кубок юмора» 1999 года можно выделить среди всех ранее проходивших конкурсов, как выдающийся, потому как результаты его были небывалыми - рекордное количество лауреатов, ярчайших артистов. Средства массовой информации в силу своего безграмотного отношения к этому жанру, в силу своего, пренебрежения к этому жанру, не заметили этого события. Более того, они, бездумно повторяли фразу: «Жанр умер!» И это в то время, когда на эстраде появилось новое поколение юмористов. Лауреатами конкурса стали: Максим Галкин, Андрей Данилко, братья Пономаренко, Юрий Гальцев, Сергей Чванов и Игорь Касилов (сейчас это «Новые русские бабки»), Геннадий Ветров, Святослав Ещенко, Сергей Дроботенко, Максим Аксенов, Дмитрий и Антонина Ивановы с очень оригинальным номером, замечательные клоунские ансамбли «Братья по разуму», «Лицедей-Лицей», театр «Унисон» и многие другие.

Сам артист никогда не акцентировал внимания на своих достижениях, званиях, наградах. Между тем, Е. Петросян – не только выдающийся артист эстрады, талантливый режиссер, писатель, но и вице-президент Международного союза эстрадных деятелей, академик и почетный профессор Международной Академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИНТ), председатель Всероссийских конкурсов артистов юмористической эстрады.

Евгений Петросян занимает яркую страницу в истории искусства отечественной эстрады.

 

"Сведения взяты из энциклопедии "Эстрада России. XX век. Москва,

"ОЛМА-ПРЕСС", 2004., "Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон". Москва,

РОССПЭН, 2000.

 

 

            Принципы Евгения Петросяна.
           Юмор должен выражать интересы народа, его чувства, воззрения и отношение к действительности. Он должен вызывать в зрительном зале согласие с постановкой вопроса, симпа­тию и в результате - радость общения с артис­том. Для достижения такой непростой цели необходимы следующие качества и умения:


- фанатичное отношение к работе
- любовь и уважение к зрителю
- артистическое обаяние и, разумеется, входящее в это обаяние чувство юмора
- актерские способности
- приумножающееся с каждым днем актерское мастерство
- умение работать с авторами
- искать и находить новые оригинальные художественные приемы, чтобы быть современ­ным, понимая, что найденное вчера завтра не удивит
- не полагаться «на авось», а стало быть, настойчиво - «занудно» - репетировать
- формировать свой стиль, почерк, чувство­вать возможности своей индивидуальности
- учиться слышать зрителя и по его реакции понимать, что он, зритель,  тебе своей реакци­ей говорит
- развивать самоиронию, чтобы уметь не зазнаваться в случае успеха
- сохранять достоинство, чтобы не унывая в случае неуспеха
- не уставать, быть готовым к успеху морально, творчески и даже физически
- быть любознательным - знать историю  искусства и хотя бы своего жанра. Быть в курсе того, что делали твои коллеги до тебя
- уважать коллег, особенно старшего поколения
- помогать младшим и не отмахиваться от них, как от назойливых мух
- быть хорошим искренним человеком, сознавая  и чувствуя, что юмор - дело нравственное.

 

101 факт о Петросяне

Вернуться на главную страницу