Официальный сайт

 

 

"Доктор Смех или Записные Хиханьки-Хаханьки-2"

Человек вынужден был изобрести смех, потому что он единственный в мире, кто так сильно страдает.
Фридрих Ницше

 

Предисловие

Веселый взгляд на жизнь некоторым кажется легкомыслием, Это заблуждение недалеких и сильно озлобленных людей, которые наивно полагают, что все умные вещи должны делаться с серьезным выражением лица. Веселый взгляд на жизнь — это философия человека, который цепляется за остатки оптимизма, дающего ему надежду. Это не просто желание выжить, это желание жить радостно, научиться смотреть на проблемы с юмором и, таким образом, стать сильнее обстоятельств. Я всегда рекомендую людям; «Если смешно, смейтесь, никого не стесняясь, как говорится, «во весь опор», громко и радостно. Это очень хорошее дело. Выдыхайте из организма все ненужное (желательно не на рядом находящегося человека). Смех помогает это делать, он уничтожает отрицательную энергию, как фильтр, преобразует ее в положительную. У смеющегося человека вырабатываются гормоны, укрепляющие иммунитет».
Люди, обделенные чувством юмора, можно сказать, не только моральные инвалиды, они лишены одного из самых важных состояний человека. Чаще всего они становятся злыми и агрессивными, некоторые из них начинают активно бороться с юмором, то есть, с их точки зрения, глупостью, легкомыслием.
Нынешний отечественный юмористический фольклор, с моей точки зрения, достиг больших успехов. Он стал метафоричным, парадоксальным и ярким. В «хваленом» английском фольклоре сейчас во много раз больше грубости и прямолинейности, чем в нашем. Наш более остроумный и художественно образный. Шутка может называться остроумной в том случае, когда она содержит в себе жизненно узнаваемое наблюдение и иронически высказывает к нему свое отношение. А если еще к ней прилагается в смешной форме философское умозаключение, она становится художественным произведением. Успехи нашего фольклора, то есть народного остроумия, объясняются в основном двумя причинами. Первая — трудная жизнь народа. Именно в юморе он всегда пытался найти спасение. Оттого нашему народу так присуще балагурство, народные частушки тому яркий пример. В наше время уже мало кто помнит, как замечательно шутил народ в XIX — начале XX века. Об этом свидетельствуют сотни дореволюционных юмористических журналов, огромное количество театров миниатюр, армия артистов, драматургов малых форм. Все это уничтожил тоталитарный режим, назвав наш юмор пошлостью. Но умение острить не уничтожишь. За анекдоты расстреливали, а они все равно появлялись.

Остроумцы!
Видно, зря Вас сажали в лагеря.
Все равно ехидный кто-то
Сочиняет анекдоты.


Сейчас, когда прошли времена этого мракобесия, юмор обрел свободу. Во времена перестройки и реформ он активно освещал политические вопросы, а сейчас, когда политика чрезмерно муссируется СМИ, он занялся человеческими взаимоотношениями, характерами.
Вторая причина — это русский язык. Один из самых богатых. Его многочисленные нюансы, в том числе и многозначные слова, открывают неограниченные возможности, особенно для поэзии и юмора. Талантливые остроумцы сейчас этим пользуются. И одна из главных задач этой книги — попытаться собрать сегодняшнюю мозаику остроумия. Была проделана большая селекционная работа, в процессе которой отсекалось все грубое, плоское (к сожалению, этого в фольклоре тоже немало), не доставлявшее радости ни уму, ни сердцу. Следом материал классифицировался по рубрикам. Очень приятно, что и название некоторых рубрик, и критерии их составления, примененные в предыдущих моих книгах, оказали влияние на нынешний фольклор, и многие издания ими уже воспользовались, Надеюсь, кое-что новенькое мне удастся предложить и в этой работе. Например, глава «Картинки» — целый ряд «смешнулек», которые объединяются одним условием их восприятия.
Когда-то П.А. Вяземский очень сожалел об отсутствии у него «порядочного словаря русских анекдотов». Он мечтал создать сборник поговорок, пословиц, изречений и, конечно же, анекдотов. Надо при этом заметить, что и в XVIII, и в XIX веках в России сборники анекдотов издавались нередко. Уважительное отношение к этому явлению подтверждается еще и тем, что существуют старославянские записи, в которых мы находим переписанный текст знаменитого «Филогелоса» (от греческоого «любитель смешного») — самый первый из дошедших до нас сборников анекдотов, составленный в 3 веке до н.э. великим греческим комедиографом Менандром. Но если у Менандра собраны анекдоты, так сказать, в «чистом виде» (некоторые из них фигурируют в паше время в Интернете как «свеженькие»), то в российских сборниках упомянутого периода под анекдотами подразумевалась не только комедийная история, сюда относились всевозможные достопамятные происшествия, курьезы, случившиеся со знаменитыми людьми, различные обстоятельства, при которых могла родиться остроумная фраза, крылатое изречение, афоризм, анекдот. В «Новом толкователе» за 1803 год сказано: «Анекдот — повесть о тайном случае, достопамятном происшествии; такие деяния, кои не были еще напечатаны». А Владимир Даль уже обратил внимание на одно из главных и необходимых свойств такой «повести» — на ее краткость: «Анекдот — короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном и забавном случае».
На протяжении пяти десятков лет я собираю наш юмористический фольклор. Как это делается? Безусловно, слушается, высматривается, читается, записывается — это естественно. Но тут я должен сказать слова благодарности сотрудникам нашего театра — И. Розановой, Г. Глушковой, Ю. Диктовичу, а также многочисленным «корреспондентам смешного», которые помогали составить этот сборник. Спасибо им большое. «Корреспондентов смешного » (так мы их называем) у нас много — больше ста человек со всех концов русскоязычного мира. Эти люди — фанатики юмора, подмечающие все смешное и, что немаловажно, фиксирующие его. Они присылают нам огромное количество примеров остроумия. Потом идет длительный отбор, которым занимаются сотрудники театра. Следом из всего выбранного выбираю я. Затем выбирает зритель: он смеется или не смеется, смеется сильно или смеется слабо. Таким образом, вырисовывается картина смешного именно дня сегодняшнего. Интернет намного облегчил нам общение с корреспондентами, но очень осложнил и запутал авторские права. Существуют афоризмы народные и авторские. Есть шутки из эстрадных юмористических произведений, принадлежащие определенному автору, а есть шутки и анекдоты неизвестных сочинителей, причисляемые к народному творчеству. Ведь нередко специалисты по юмору озадачиваются риторическим вопросом: кто сочиняет анекдоты? Большая «загадка»! Люди сочиняют! Без ложной скромности могу сказать, что за свою жизнь придумал десятки анекдотов, ушедших в фольклор. Немалое количество всевозможных словечек, прибауток и даже сленговых выражений, укоренившихся в народе, вышло из моего репертуара. Ну а о многочисленных репризах из монологов и фельетонов, которые я читал, рассыпанных сейчас по фольклору как анекдоты, и говорить не приходится. Собственно, а что говорить?! Фраза; «Вы знаете, этот анекдот сочинил я или первым рассказал я в таком-то монологе такого-то автора!» — выглядела бы глупо и нелепо. Тем не менее посетуем: Интернет перепутал многое в нашем концертном деле, и нередко молодые авторы приносят мне произведения, в которых я вижу свои старые шутки, но уже взятые из Интернета.
Приведем пример, один из нескольких тысяч (наверное, можно было издать такую книгу «Шутки из эстрадной драматургии, ставшие анекдотами»). В 1993 году я читал на сцене фельетон Г. Терикова «Грущу я». Шутка, прозвучавшая в ней, была позже позаимствована М. Задорновым, а затем рассказана А. Ширвиндтом в телепередаче как анекдот. К тому же нескольких моих эфирных выступлений хватило для того, чтобы в народной памяти она была зафиксирована как анекдот, и сейчас она гуляет по Интернету как народное творчество. Не удивлюсь, если какой-нибудь лихой интернетный публикатор припишет ее какому-нибудь закону Э. Мерфи.
«Результаты недавно проводившегося опроса населения по поводу отношения к правительству: послать на,.. — 40%, послать к... —30%, послать в... —20%, остальные 10% еще не определились».
Как только шутка попадает в Интернет (бывает, что ее помещают, услышав на моем концерте), она становится «ничейной». Любой артист и даже автор может взять ее и присвоить. Иногда доходит до нонсенсов, потрясающих курьезов; мне кто-то из авторов «КВН» выразил претензию, что я украл у них шутку. У меня же эта шутка была напечатана в моей книге, вышедшей в свет еще в 1994 году. В данном случае это все равно, что упрекнуть директора кондитерской фабрики в том, что он украл конфетку у пятилетнего мальчика. Но Бог с ними! Такое может произойти по неопытности и, мягко говоря, из-за недопонимания нашего дела. Хотелось бы сказать о другом: уважаемые неизвестные авторы безымянных анекдотов и афоризмов, если вы обнаружите в этом сборнике фольклора что-то свое, мы будем чрезвычайно рады с вами познакомиться и поместить в следующем издании книги ваше имя рядом с этой шуткой. Честь и хвала вам за ваш веселый взгляд на жизнь, за радость, которую вы несете людям!
Как бы я был счастлив познакомиться и тем более сотрудничать с авторами таких перлов — иронических фраз, некоторые из них можно назвать даже афоризмами, которые поселились в нашем фольклоре, позабыв о «родителях».

 

Легче нести ахинею, чем бревно.
Всегда найдется тот, для кого чужой успех еще невыносимее собственной бездарности.
Называть вещи своими именами легче всего на заборе...
Умная мысль может прийти и к дураку, но он примет ее за глупость.
Друзья делают жизнь счастливой, враги — интересной.
Раскаяться никогда не поздно, а согрешить можно и опоздать.
Оставить девушку, уходя в армию, — это все равно, что оставить на улице бутылку водки и вернуться за ней через два года.

Любовь бывает вечной. Только партнеры меняются.

Самая лучшая косметика для женщины — это бутылка водки для мужчины.
Сделать женщину счастливой очень легко. Только очень дорого.
Друг познается в беде, а подруга — на отдыхе.
Чтобы произвести впечатление на окружающих, дети стремятся выглядеть старше, мужчины — умнее, женщины — моложе и глупее.
Женщина — существо, предназначенное для создания видимости кайфа и последующего разоблачения иллюзий.
Он был холостяком, потому что не такой дурак, чтобы жениться на той дуре, которая согласилась бы стать его женой.
Мужчины любят женщин, женщины любят детей, дети любят хомячков...А хомячки никого не любят.
Если мужчина открывает дверь автомобиля перед женой, значит, либо машина новая, либо жена.
Человечек — это звучит горденько...
Резко континентальный климат — это сжечь спину на солнце и отморозить уши в тени.
Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% из того, как мы на это реагируем.

Тьма тоже движется со скоростью света, только в обратном направлении.
Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них.
Наказание для манекенщицы: «Три наряда вне очереди!»
Неблагодарных детей не бывает! Бывают глупые родители, ожидающие от детей благодарности,
У страха глаза велики и слабый мочевой пузырь.
Гласность — это правда, умноженная на безнаказанность.
Торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Чтобы поставить детей на ноги, надо спять их со своей шеи.
С точки зрения обезьяны, человек — это то, до чего может довести труд.
Иногда решительный шаг вперед — результат хорошего пинка сзади.
Нельзя быть одновременно веселым, трезвым и умным.

Любопытство сгубило больше девственниц, чем любовь.
Не жалуйтесь на судьбу. Ей, может быть, с вами тоже не очень приятно.
Нет пошлых фраз — есть пошлые уши!
Всегда прощайте своих врагов: ничто не раздражает их так сильно.
Что говорит шутка, летящая от одного человека к другому? Она говорит: «Не унывай! Есть в жизни радость! Улыбнись! Все будет хорошо!» И пусть даже шутка окажется непритязательной, простой, а человек улыбнулся. Вот это уже не просто.
И еще одна особенность интернетной юмористической паутины. Юмор в Интернете — это огромное пространство, можно сказать, целый мир, но он вовсе не дает возможности составить объективную картину нашего юмористического фольклора. Почему? Ведь если посмотреть содержание многочисленных сайтов за последние несколько лет, то можно подумать, что именно этот сбор и составляет юмор народа сегодня. Все так, да не так. Прежде чем сделать такой вывод, необходимо очистить это пространство от многих слоев «нечистот», глупого бесстыдства, претензий на остроумие там, где оно «не ночевало » , дилетантских попыток пошутить — последнее возможно, но оно не должно рассматриваться как состоявшаяся шутка (это как выстрел новичка, целившегося в десятку, а попавшего в «молоко»). Словом, если отсечь все лишнее, как скульптор отсекает от скалы все ненужное, то постепенно начнет вырисовываться картина пусть даже не всего фольклора, но сегодняшнего его состояния, развития, то есть движения в современном пространстве. Именно этот слой меня очень интересует, как исследователя и, я бы даже сказал, как патриота нашего юмора. И не один я такой. Патриотов и фанатов юмора у нас много.
С удовольствием назовем, к примеру, имена Сергея Мишина и Павла Дроздова, которые прислали нам, как они пишут, «анекдоты собственного приготовления».

Сергей Мишин:
В книжном магазине продавщица отдела путеводителей кричит кассирше: «Пробей гражданину один раз "По Мордовии" и два раза "По Башкирии"».
«Поп-арт» — это еще мягко сказано.


Павел Дроздов:
Когда итальянец изобретал скрипку, он думал о...женщине. Когда грек изобретал арфу, он тоже думал о женщине. Интересно, о чем думал русский, когда изобретал балалайку?
А вот три «смешнульки» от


Валерия Фильченко:
Как известно, население России стремительно сокращается. В то же время армия чиновников из года в год растет. Ученые подсчитали, что если дело и дальше так пойдет, то в 2050 году все население страны будет состоять из одних чиновников.

Вот говорят: «Телереклама достала! Телереклама достала! » А я вот смотрел на днях телеканал «Культура» и все время думал: «А чего тут не хватает? »
Что же касается «корреспондентов смешного», то из присланных анекдотов, каламбуров, пародий, юмористических фраз — подсмотренных, услышанных, прочитанных — можно было бы составить целую серию книг.
 

Кристина Зарубина:

***
— Мы стали жить лучше, — сказало правительство. «Мы за вас рады», — подумал народ.

***
Если ученые хотят разработать лекарство, способное помочь женщинам достичь возбуждения, им придется изобрести пилюлю, которая заставит мужчину выносить мусор и регулярно дарить партнерше цветы.

Оксана Казак:

***
Иду по улице, радуюсь — погода замечательная, настроение просто отличное. «Боже! Сделай так, чтобы у всех вокруг было тоже хорошее настроение!» Поскользнулся, падаю в лужу. Все вокруг радуются, смеются, сволочи...
***

-Алло, милиция? Я тут ехал по трассе и двух хорьков задавил.
-Ну что ж поделаешь, перенесите их к обочине.
-А с их мотоциклами что делать?
 

***
Обзорная экскурсия по Москве — «Лучшие пробки столицы»!

 

***
Мальчик спрашивает проходящего мимо таможенника:
-Дядя, а что у вас в дипломате ?
-Дело о мелкой контрабанде, мальчик.
-А почему оно булькает?
-Потому что еще не раскрыто!

 

***
Картина «Три богатыря».

Илья Муромец смотрит из-под ладони вдаль и говорит:
-Неприятель на горизонте...
Добрыня Никитич держит меч и щит:
-Драться будем!
Алеша Попович булавой чешет голову:
- Сматываться надо! Опять кренделей навешают...


Сабина Корецкая:

***
Оптимист — это мужчина, сидящий в трамвае и пытающийся познакомиться со стоящей рядом блондинкой.

Татьяна Брухунова:
***

Гаишник:
— Дыхните!
— Пожалуйста.
— Еще раз!
— Зачем?
— Очень запах нравится.

***
Отец говорит вернувшемуся из школы Вовочке:
-Ну, сынок, чем сегодня папу порадуешь?
-Папа, все, чем я мог тебя порадовать, мы еще вчера с пацанами выпили.

***

-Алло. Вам кого?
-Да так, решил номером ошибиться.


Одна из самых заметных фигур в области собирательства и изучения фольклора — это писатель-юморист, афорист Леонид Крайнов-Рытов из Нижнего Новгорода. Он прислал нам несколько своих сборников анекдотов и рассуждений на данную тему. Приятно иметь дело с человеком, с уважением и пониманием относящимся к юмору. В книгах Крайнова-Рытова мы находим много не только смешного, но и полезного, К примеру, в книге «Похвала анекдоту» составитель приводит очень много размышлений различных людей об анекдоте.

«Анекдот или сонет из прошлого дадут иногда больше для понимания духа эпохи, чем десятки статистических таблиц».
Александр Афиногенов


«Анекдот — пасынок русской фольклористики, как частушка—падчерица».
Константин Чистов


«Анекдот не требует аргументации, смешное не доказывается» .
Владимир Жаботинский

«Анекдот, частушка, крылатая фраза... Это веселая память народа».
Михаил Андраша


«Анекдоты сочиняют: талантливые идиоты, наивные мудрецы, веселые неудачники, удачливые насмешники, насмешливые толкователи жизни, улыбающиеся праведники, провидцы с саркастическим характером, умельцы облекать правду в забавную оболочку».
И. Стаднюк


«Анекдот с бородой - это шутка, выдержавшая испытание временем».
Леонид Крайнов-Рытов


«Анекдоты бородатые походят на старые монашеские хартии: из тысячи их восемьсот бывают фальшивые».
Вольтер


Анекдот с бородой. Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет. Бывает и хорошо, и плохо. Плохо, когда анекдот все знают, когда он морально устарел, а ты его преподносишь как новенький. А если это еще и длинный анекдот?! Представляете, как становится трудно и мучительно его выслушать до конца. Один человек пристал ко мне на улице: «Я вам расскажу потрясающий анекдот». Он настаивал: «Это вам обязательно пригодится!» И начался двадцатиминутный рассказ. Я на всю жизнь запомнил это «удовольствие». Признаюсь, что я не оказался джентльменом, который любой анекдот всегда слышит впервые. Я вежливо на двадцатой минуте (это был еще не конец анекдота) сказал, что мне некогда, на что мой собеседник ответил: «Ничего вы не понимаете в юморе». Правильно кто-то сказал: «Рассказчику анекдотов нужны хорошая память и твердая вера в отсутствие памяти у других».
Другой вариант: анекдот старый, но забытый или просто очень остроумный и при этом недлинный, который можно послушать несколько раз; или известный, по дающий возможность рассказчику удачно продемонстрировать свои актерские возможности; или — что самое главное — приспособленный, интерпретированный уже в современных обстоятельствах и рассказанный к месту.
Нет ничего более раздражающего в юморе, как шутка, рассказанная не к месту. И вообще, мне кажется, что художественное достоинство шутки нужно оценивать вместе с контекстом, в котором она находится. Грубая, нецензурная шутка, рассказанная при дамах и детях, является пошлостью и недопустимым в нашем обществе явлением. Но эта же шутка, рассказанная в других обстоятельствах, скажем, бойцами на фронте, в окопе, перед боем, может обрести нравственное значение. Такой факт вызывает уважение и понимание.
Мало шутить над чем-то, желательно, чтобы слушающий смог понять, что ты ему хочешь сказать этой шуткой. Анекдот способен обрести художественное звучание, как и любое другое произведение, если, кроме того, что он содержит в себе остроумный логический узел или же жизненное наблюдение или он метко и остро подмечает человеческий характер, менталитет нации, судьбу человека, он еще к тому же рассказывается таким образом, в таких обстоятельствах, когда это не толь-кд развлекает, но и, развлекая, поучает. Как известно, поучать следует не назидательно, а исподволь. Анекдот обладает такой широкой возможностью.
«Легкий жанр» прозван так не потому, что его легко освоить и легко в нем трудиться. Здесь имелось в виду прежде всего легкое настроение, легко на сердце становится, когда человек улыбается и смеется. На самом деле «легкий жанр» самый трудный. Посмотрите, сколько замечательных художников во всех жанрах искусства. Их гораздо меньше в театральной и кинематографической комедии. У пас на эстраде приход в жанр талантливого автора или исполнителя — это событие. Такого события я жду все время, мне хочется, чтобы новые художники появлялись и творили бы чудеса. Кто сказал, что для создания смешного необходимо меньше таланта и души, чем для создания серьезного произведения ?! В.Г. Белинский писал: «Искусство смешить труднее искусства трогать».
Наверное, не существует в жизни таких тем, явлений, деталей, о которых не был бы придуман анекдот. Возникают анекдоты даже о самих анекдотах. И при этом надо заметить, анекдот смеется над собой.

 

***
Анекдот-сын прибегает домой с улицы весь в слезах:
— Мама, а надо мной во дворе никто не смеется!
***

Встречаются два анекдота.
— Слушай, — говорит один, — я тебя еле узнал. Что-то в
тебе такое не то.
— Да вот, — говорит другой, — решил бороду отпустить.
***

-Мама, я хороший анекдот слышала!
-Ну расскажи, доченька!
-Что ты, я еще слишком маленькая для такого анекдота...
***
На перекрестке в зад «шестисотому» «мерседесу» врезается допотопный бропевичок. Из «мерседеса» выскаки¬вает новый русский, пальцы веером — готов к бою. Из броневичка выходит дяденька в кепочке, с рыженькой бородкой, щурит добрые глазки:
— А вы, батенька, не в тот анекдотик заехали. Феликс Эдмундович! Расстреляйте, пожалуйста, этого буржуя.

 

Анекдот — комментатор жизни. Он обыгрывает все события и выражает к ним отношение народа. Только наша сборная по футболу проиграла па мировом чемпионате, сразу появился анекдот.
***

Учительница — ученикам:
-Дети, назовите профессию вашего отца.
— Мой папа — банкир.
— Мой папа — пекарь.
-Мой папа — бухгалтер. Тут встает Вовочка:
-Мой папа — стриптизер и ночная проститутка.
Вовочку вызвали к директору.
-Это правда, что твой папа занимается такими нехорошими делами?
-Да нет, не правда! Но не мог же я сказать, что мой папа — главный тренер сборной по футболу?!


Или, к примеру, реклама, которая на телеэкране нас нередко раздражает, потому что врывается, как нам кажется, в нашу жизнь не вовремя. Как только она появилась, сразу сочинялись анекдотные комментарии, иронические фразы и даже пародии.
«Пейте томатный сок. Томатный сок — это здоровье. Здоровье — это спорт. Спорт — это победы. Победы — это женщины. Женщины — это СПИД. СПИД — это смерть. Не пейте томатный сок!»
Самый распространенный художественный ход пародий на рекламу — это подражание запомнившемуся сюжету. Для того чтобы оценить юмор, слушающий должен помнить изначальный сюжет. Вот, например, была такая реклама: монтер пришел к женщине, быстро устранил неисправность, и хозяйка предлагает ему попить чайку— «того самого» (знаменитого в советском прошлом), на что мужик соглашается. Народ это запомнил и иронично обработал.
 

***
Слесарь в очередной раз починил кран, хозяйка, довольная, предлагает:
— Может быть, чайку... покрепче... того самого?
Слесарь:
— Спасибо! От чайку не откажусь... И чего покрепче тоже можно... А уж от того самого я никогда не отказывался!


Все время убеждаешься, что анекдот мгновенно комментирует жизнь. Еще не пришли к завершению споры между Россией и Украиной по поводу цен на газ, как тут же остряки отреагировали всевозможными шутками и подколами: «В связи с проблемами с газом теперь на украинских автомобилях будут только две педали: тормоз и сцепление». «Сейчас даже украинские собаки по команде "Голос!" лают: "Газ, газ, газ!"» Реклама: «Печки-«буржуйки» — новая встраиваемая кухонная техника в Украине». Новый украинский девиз: «Или пан, или пропан!» «Получается, что Украина на самом деле не произошла от слова «окраина», на самом деле название произошло от слова «украсть»!» «Проклиная москалей, на украинских кухнях с ненавистью жгли российский газ». «Украинцы обнаружили новое месторождение нефти. Ее добыча осложняется тем, что нефть находится в цистернах и движется с большой скоростью по направлению Россия — Западная Европа» .
Пример из собственного опыта. Телетеатр «Кривое зеркало » 31 декабря вечером продемонстрировал в эфире свой спектакль, а до этого по системе «контрпрограммирования» Первый канал показал еще семь часов «Кривого зеркала», правда, трехлетней давности, тут же в народе появилась такая шутка: « Вечером 31 декабря 2005 года юмористическую передачу «Кривое зеркало» удачно завершило выступление В.В. Путина».
Только появился «птичий грипп», сразу появился анекдот горько-иронический:
-Мама, а что это по телевизору показывают?
-Это, доченька, птичек убивают.
-А зачем?
-Чтобы не болели.

Народная частушка тоже всегда отзывалась на актуальные темы. Только Онищенко запретил грузинские вина ввиду их химического несовершенства, частушка тут как тут:
Раньше с милым выпивали Мы вино грузинское, А теперь им поливаем Грядочки с редискою!
Б.Е. Сибиркин

Ну и конечно, анекдот часто обыгрывает популярные, но при этом одиозные фигуры общества.
Ярким примером в этом случае является Анатолий Чубайс. Может, он во многом и не виноват — жизнь так сложилась, попал на такие непростые участки реформ. Приватизацией (а ваучерами тем более) многие были не довольны. А непопулярная мера отключать свет за неуплату, несомненно, должна была вызвать упреки и язвительные шутки в адрес Чубайса!
***
«Помни! Забывая выключить свет, ты отдаешь свои деньги Чубайсу!»

***
Чубайс присудил премию «Лучшая телевизионная передача» программе «Тушите свет!».
В ответ на изобретение коммунистами «лампочки Ильича» демократы запатентовали «выключатель Чубайса».

***
Киностудия «Чубайс-фильм» представляет фильм ужасов «Приватизация в России».

***
В продаже появился новый подсвечник — в виде Чубайса. Представьте, у вас свет
отключили, глядишь, а он стоит, свечку держит — заботится

***
— Говорят, Гайдар в 1б лет полком командовал!

— А Чубайс, наверное, в его годы лампочки в подъездах выкручивал...

***
В издательстве «Огни Владивостока» вышла книга А. Чубайса «Разведение костров
в домашних условиях».

***
Вчера Борис Николаевич Ельцин весь день проработал с документами. Он еще раз пересмотрел свой паспорт, военный билет и свидетельство о рождении.
Ельцин — это наша больная печень!

***
Раннее утро 1 января 2000 года. У ворот Кремля топчется вприпрыжку Борис Ельцин:
-Надо меньше пить... Надо меньше пить!..
Или вот такая фигура, как С. Кириенко, кратковременно побывавший главой правительства (в народе его прозвали Киндер-Сюрпризом), конечно же, вызвала иронию. И слава Богу, что народ нашел в себе силы посмеяться, а не заплакать.

 

***
Идет передача «Сам себе режиссер», начинается рубрика «Слабо»:
-Здравствуйте. Я экс-премьер Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко, за четыре месяца устроил глобальный кризис на всю Россию. А вам слабо?


Существуют такие анекдоты, которые нужно объяснять, потому что терминология повествования иногда неизвестна или непонятна слушателю. Когда я прочитал в газете такую шутку, я ее не понял: «Пользуясь моментом... хочу передать привет друзьям, которые тоже пользуются моментом». Мой приятель спросил у меня: «Смешно, не правда ли?» Я сказал: «Ерунда. Ничего здесь не вижу. Каким моментом эти люди пользуются?» Приятель ответил: «Клеем «Моментом»!» «А! —воскликнул я. —Извини, отстал от современной жизни. Только чтобы было понятно нам, отставшим, нужно второе слово «момент» взять в кавычки, тогда это нас надоумит... Нас — не употребляющих клей «Момент» в этом смысле».
Бывают анекдоты и некорректные и, я бы сказал, несправедливые, Пользуясь тем, что принято считать, будто северным народам, в частности прибалтийским, свойственна некая медлительность, в фольклоре почему-то «привязались» к эстонцам. Так же как в последнее время «пристали» к блондинкам, намекая на то, что они несообразительные. Блондинка стала собирательным образом наивной, глупой девушки. Начали сочинять массу всяких вещей, построенных на заторможенности человека, и этого человека для удобства восприятия назвали эстонцем или блондинкой.
Действительно, удобно и понятно так поступать, но каково же этим людям? А если им не хватает самоиронии? Если они могут обидеться?! Ну, я понимаю, «бедные» чукчи от нас далеко территориально, пока до них дойдет, пока они отреагируют, мы уже «спрячемся» и побить нас не удастся. В конце концов, можно понадеяться, что им хватит самоиронии. А вот эти близко... Ну что это такое в самом деле:
За двумя эстонцами погонишься — еще и третьего успеешь поймать.
Самая жестокая мафия — эстонская. Человек умирает своей смертью, но в постоянном ожидании.
В эстонском варианте игры «Кто хочет стать миллионером? » ввели дополнительную четвертую подсказку «Письмо другу».
Едут два эстонца в лифте, Лифт застревает. Проходит полчаса. Один другому говорит: «Что-то мы медленно едем»...

Анализируя различные свойства и художественные приемы анекдота, невозможно не обратить внимание на тенденцию к лаконизму. Вот уж действительно, краткость того самого таланта, который несколькими словами может раскрыть нам всю картину происходящего.

***
-Девушка, садитесь, подвезу!
-Да некогда мне, идти надо...

***
Мужчина, скучаете?
Не настолько...

***
Козлов есть?
Козлов нет...

***
Папа!
Докажи!

***
Папа, а Америка далеко?
Заткнись и плыви!

***
Дорогая, вкусный салат!
Сама купила!

***
Как же я всех их ненавижу!
А кто ж их всех любит?


Есть анекдоты чисто профессиональные. А точнее — на какую-то определенную профессиональную тему. То есть нужно знать конкретные особенности предмета, о котором идет речь, для того чтобы оценить юмористическую игру. Сейчас, например, появилось немало шуток, связанных с компьютерами, что вполне естественно.

***
-Яубьютогоктосломалмойпробел. — А_я__уже_привык…

***
Что-то мышка у вас какая-то!..
— Какая?
-Да я ейным курсором весь экран поцарапал!


Среди множества приемов можно сейчас выделить наметившийся так называемый прием с постепенным раскрытием картины происходящего. То есть сначала вам сообщают фразу — результат, а уже потом объясняют, почему это возникло.
«Как все-таки обманчива природа ! » — сказал ежик, слезая с кактуса.
***
«Иной раз выходит лучше, чем задумаешь», — заметил муж, бросив туфлю в кота, а попав в жену.

***
«Сидите-сидите, не вставайте», — сказал старенький профессор, заходя в женский туалет.

***

«А вот хрен редьки не слаще», — подумала проститутка, кушая редьку.

***
«Ну что, понеслись?» — сказали две курицы и поднатужились.



Подобные фразы с расшифровкой в этой книге собраны отдельно в подраздел.

Опытный юморист знает, что существуют смешные слова и, наоборот, слова серьезные, грустные, страшные. Смешные слова: сосиска, повидло, табуретка, расческа и прочее, и прочее,.. Также существуют темы грустные и смешные. Любовный треугольник — безусловно, смешная, разработанная в анекдотах тема. Есть и персонажи, часто задействованные в анекдотах не случайно, потому как таят в себе многочисленные возможности для анекдотичных ситуаций. Вот, например, теща — бесспорно, комический персонаж. Или такая птица, как попугай! У попугая весьма заманчивые для анекдота перспективы: он и говорит, и передразнивает, и триста лет живет, и пристально на вас смотрит, и к тому же, можно сказать, член семьи. Как же это не обыграть! В 60-х годах в моей сценической записной книжке самым смешным был анекдот именно про попугая.

Полная дама в зоомагазине выбирает попугая. Продавец посоветовал ей одного, потому что тот хорошо умеет разговаривать. Дама не поверила, подошла к попугаю и спросила:
   -Ну что, дурачок, ты действительно хорошо умеешь разговаривать?
-Да, умею, — ответил попугай. — А ты, дурочка, умеешь летать?

***
Очень колоритный персонаж, не правда ли? Поэтому вариаций много.

***
В зоомагазине дама — попугаю:
-Ну что, зелененький, неужели ты разговариваешь?
Попугай:
-Дама, откровенность за откровенность, а вы яйца несете?

***
У женщины был попугай, который очень ругался. На Новый год, перед тем как пришли гости, она спрятала его в холодильник. В разгар праздника хозяйка попросила маленькую девочку принести из холодильника шампанское. Девочка открыла холодильник и с удивлением закричала:
-Ой, пингвинчик!
Попугай ей в ответ:
-Дуринчик! С вами, идиотками, еще Дедом
Морозом станешь!

***
Даже всякие байки пытаются про попугаев сочинить.
***
Воры взломали дверь квартиры, переступили через здоровенного пса в прихожей, тот и ухом не повел. Упаковали вещички и собрались уходить. Вдруг раздался крик:
-Стой! Руки вверх! Стрелять буду!
Воры в испуге побросали награбленное, оглянулись и увидели попугая в клетке. Вздохнули с облегчением и не без иронии спросили:
-А! Так это ты, идиот говорящий! Может, еще какие-нибудь слова знаешь?
Попугай говорит: — Знаю: фас!
 


Художественное воображение одного остряка нередко заставляет работать в том направлении юмористическую выдумку другого. Получается анекдот по художественному приему такой же, но по содержанию другой.

***
Зима, холодно... Встречаются на улице два приятеля, один из них с огромной собакой, а другой дрожит от холода. Первый спрашивает:
-Согреться хочешь?
-Хочу!
-Фас!


Бывает так, что какой-то яркий, остроумный анекдот не просто запоминается, не только применяется в различных обстоятельствах как нечто поучающее, но и обыгрывается всячески, переделывается, обретая разные варианты. Вот, например, была такая фраза-анекдот, точнее, анекдотическое объявление (в нашей книжке есть даже раздел объявлений): «Высококвалифицированный хирург поможет плохому танцору». Видимо, любителям смешного она очень поправилась и запомнилась, возникли многочисленные вариации: «Плохой танцор — хороший папа», «Каждой хорошей девушке — по плохому танцору», «Высококвалифицированный хирург обеспечит стопроцентное освобождение от армии под наркозом». И даже получите целую систему вариантов:
«Опытный хирург
-удалит типун с языка;
-снимет лапшу с ушей;
-отпилит рога под общим наркозом».

Несколько лет назад в моду вошли «перифразы» известных поговорок и пословиц, и, конечно же, одна из самых употребляемых как только не изменялась. Самая остроумная вариация появилась первой: «За двумя зайцами погонишься — от обоих по морде получишь». А потом пошло: «За двумя зайцами погонишься:
-от егеря по морде получишь;
-лесник морду набьет;
-от лесника по хлебалу получишь;
-не вытащишь и рыбки из пруда;
-лося поймаешь;
-третьего не поймаешь;
-от деда Мазая веслом получишь;
-ни одного не поймаешь — одного по известной причине, а другого потому, что он не очень-то нужен...»
И в заключение: «Вчера погнался за двумя зайцами. Обоих поймал. Зайцы до сих пор не могут в это поверить».
Эти «перифразы» (как я их назвал) не что иное, как комический прием — неожиданное изменение привычного с новым смыслом. Здесь еще, правда, веет ироническим отношением к прошлому: мол, то, что вы там веками напридумывали, мы переделаем по-своему, канонов нет, мы все будем менять. Это, так сказать, «реформа в юморе». Ну что ж, видимо, такое тоже закономерной, главное, весело.

***
Под лежачий камень мы всегда успеем.

***
Как много девушек хороших, но тянет что-то на плохих.

***
Лучше поздно, чем никому!

***
Без пруда не вытащишь и рыбку из него.

***
У бобра добра не ищут.

***
Дева мастера боится.

***
Храните деньги в сберегательных баксах.

***
У кого что болит, тот о том и простатит.

***
Взял за гуж – не забудь сходить в душ.

***
Все, что не делается, - к лучшему, а что к лучшему, то не делается.

***
Мы все любили понемногу: кого-нибудь и как-нибудь…

***
Лучше жен могут быть только жены, на которых ещё не бывал.



Василий Иосифович Лукашкин прислал нам свои варианты такого рода «перифраз»:

***
Дай, друг, на счастье баксов мне!

***
Кто не работает, тот начальник не ест.

***
Близок локоть, да зуб неймет.

***
Под фонограмму и ворона соловьем поет.

***
Умная голова, да палачу досталась.

***
ГАИ все возрасты покорны.

***
Нам пепси строить и жить помогает.

***
Лиха беда – начальник.

***
Я помню чудное похмелье.


Это придумывали остроумцы. Бывают редчайшие случаи другого рода: человек скажет косноязычную или непродуманную фразу или продуманную в другом направлении, имея в виду другой смысл, совершенно не подозревая, что она прозвучит иронично. Виктор Степанович Черномырдин {ему мы посвятили отдельную страницу этой книги) сказал о бюджете 1995 года: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», —и все запомнили, потому что эта фраза относится не к частному случаю, она характеризует типичное явление для наших реформ.
Очень много шуток, как мы уже не раз говорили в разных наших рассуждениях, переходит из эстрадного репертуара в фольклор. Иногда диву даешься, как через много лет это происходит. Шутка: «Ходили на рыбалку. Мелкую рыбу отпускали, а крупную складывали в баночку из-под майонеза» — была выдумана Ф. Камовым и Э.Успенским в 1961 году, а встречается она сейчас как современный фольклор. Что это? Где это хранила человеческая память? Думаю, что хорошие шутки кем-то вспоминаются и начинают перелетать из уст в уста.
Анекдот, как и любое произведение, тоже имеет художественный прием. Он может быть хорошим и плохим (малохудожественным), ярким и невыразительным, идейным и безыдейным... И главное, он может быть очень новым, оригинальным, удивляющим выдумкой. Меня совершенно поразил анекдот, можно сказать, басня, можно сказать, и абстрактный анекдот.
 

***
Сидит в желудке водка. Входит пиво:
-Подвинься!
-Не подвинусь!
-Подвинься!
-Не подвинусь!
-Пойдем выйдем!

***
Остряки начали придумывать в этом русле по-своему. Получались вроде новые анекдоты, но все равно видно, откуда «ветер дует».

***
Плавает закуска в желудке. Сверху льется пиво. Пиво:
-А что это вы тут сидите? Там наверху так весело.
Закуска, карабкаясь наверх:
-Сейчас посмотрим.

***
Сидит в желудке салат. Вдруг сверху что-то падает.
-Ты кто?
-Водка.
-За что пили?
-За Ивана Ивановича.
Потом падает коньяк.
- За что пили?
-За Ивана Ивановича.
Так несколько раз падали пиво, вина, ликеры. Наконец салат не выдерживает:
-Пойду посмотрю, что это за человек такой Иван Иванович.

Случается, какая-то фраза из рекламы, фильма, песни, речи политика, репертуара юмориста и т.д. так врезается в сознание, что остроумцы ее обыгрывают со всех сторон.

 

***
-Бабушка, я сегодня опять летал.
-Я не бабушка, я — нарколог.

***
-Бабушка, я опять летал во сне!
-Во-первых, я не бабушка, а дедушка, а во-вторых, летать ты будешь до самого дембеля!

***
-Бабушка, я опять летал во сне!
-Так это ты, гаденыш, меня подрезал?!

***
В детской комнатке просыпается мальчик ростом два метра и с ужасом кричит:
-Бабушка, я опять летал во сне!



Анекдот переходит из уст в уста, как эстафетная палочка, но при этом дополняется, интерпретируется и нередко улучшается.
Две старушки:
-Ты за кого голосовать будешь?
-Я за коммунистов, уже соль купила, спички, муку запасла.
 


А этот вариант, по-моему, более жизненный.
***
Идет бабка накануне выборов с полными сумками масла, молока, колбасы и других продовольственных товаров. Ее спрашивают:
-Бабуль, зачем вам столько продуктов?
-Да скоро придут коммунисты к власти, опять в магазинах ничего не будет.
-А за кого голосовать будете?
-Да за них, касатиков...


Куда только не устремляется фантазия остроумцев, какие только художественные формы не использует! Ну надо же было «скрестить» два известных стихотворения, чтобы получилось такое балагурство:

Однажды в студеную зимнюю пору.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу: поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И, шествуя важно в спокойствии чинном,
Мой юный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
Кровавую пищу клюет под окном.


Можно встретить и легкую иронию над ситуацией в очень известном анекдоте. Был, такой анекдот:
-Алло, это прачечная?
-Фигачечная, это министерство культуры!

Выдумщик все переделал наоборот, рассчитывая вас позабавить, если, конечно, вы знакомы с изначальным вариантом:
Телефонный звонок.
-Добрый день! Мы искренне рады вас слышать! Чем
мы могли бы быть вам полезны?
-Ой, это, наверное, министерство культуры?
-Нет, к сожалению, вы ошиблись, это прачечная.
Бывают анекдоты, перелетающие через времена. Это происходит тогда, когда логическая схема шутки и заложенная в ней мысль сохраняют интерес. Таких анекдотов много. Откроем журнал «Смехач» № 18 за июнь 1925 года и читаем следующее:
Дама обращается к мальчику:
-Ты чего куришь, постреленок, вот я скажу твоему отцу!..
-А я вашему мужу скажу, что вы на улице к посторонним мужчинам пристаете...

И воскликнем: «Ба! Да это же сейчас рассказывают, да и во всех газетах печатают!.. Да и на здоровье!» Кто-то сказал: «Крылатые фразы перелетают из уст в уста и таким образом размножаются».
Кто-то из великих дирижеров когда-то сказал: «Хороший хормейстер или дирижер держит партитуру в голове, а плохой— голову в партитуре». Уже не помнят, кто сказал, а поскольку фраза остроумная и очень точно характеризует отличие качества в этой профессии, а значит, может быть нередко употребляемой. Именно поэтому она остается в фольклоре как живая современная фраза, то есть «крылатая».
Неизвестный автор написал целую «ОД У АНЕКДОТУ», судя по всему, еще в советские времена. Но и сегодня она звучит, несмотря на поэтические погрешности, торжественно и уважительно. Да потому что анекдот заслужил уважения.
Когда страну превращают в дот
И кровью сочатся строчки,
Его Величество Анекдот
Хохочет: «Пошли денечки!..»
Его Еретичество Анекдот
Набрасывает портреты.
Его Непочтительство Анекдот
Треплет авторитеты.
Его Безлестие Анекдот
Своих творцов не бессмертит.
Его Безвестие Анекдот
Дыры в плотинах вертит.
Его Смехачество Анекдот
Немых и тишайших слышит.
Его Лихачество Анекдот
Без ручки летопись пишет.
Его Бродяжество Анекдот
Колышет ЦК и нравы,
Дипломатический табльдот
И скучные семинары.
Трясет, качает, колеблет дот
Снизу до верхотуры
Его Язвительство Анекдот,
Его Грустительство Анекдот –
Летопись диктатуры.

 

Вернуться в раздел "Книги"

Вернуться на главную страницу